6. Епископ Венедикт (Пляскин)

Венедикт (Пляскин) (1900 — 1976), епископ б. Олонецкий и Петрозаводский.В миру Пляскин Василий Васильевич, родился 24 марта 1900 года в Омской губернии. Происходил из старинного духовного рода. Отец его Василий Николаевич был протоиереем Омской епархии, двоюродный дед по линии матери Анны Михайловны — первый Омский епископ Григорий (Полетаев). В 1918 году окончил 1-ю Омскую гимназию с золотой медалью. С августа 1918 по май 1919 года работал конторщиком пенсионной кассы управления Омской железной дороги. Желая посвятить себя служению Церкви, подал документы в Казанскую духовную академию, но в мае 1919 году был призван в армию А. В. Колчака. В июле 1919 года был откомандирован в 1-е сибирское военное артиллерийское училище в Омске. 6 февраля 1920 года правительством Омской земской управы во Владивостоке был произведен в чин подпоручика, зачислен в запас, и в том же месяце уволен с военной службы. В 1920-1927 годах жил во Владивостоке, занимался репетиторством. В 1926-1927 годах был иподиаконом и личным секретарем епископа Владивостокского Киприана (Комаровского). В 1927 году вернулся в Омски. С июня того года по май 1930 года нёс послушание помощника секретаря Омского епархиального совета. Был иподиаконом епископа Омского Виктора (Богоявленского), а затем, до 1930 года, иподиаконом и личным секретарем епископа Омского священномученика Аркадия (Ершова). В 1930 году епископом Аркадием был 27 мая пострижен в монашество с наречением имени Венедикт, 28 мая рукоположен во иеродиакона, а 29 мая того же года — во иеромонаха к Омскому Знаменскому храму. В 1935 году служил в Омском храме во имя преподобного Михаила Клопского. В 1936 году был возведен в сан игумена. В 1937 году был арестован и до 1941 года находился в заключении в Тюмени.В 1942 году был призван в ряды Красной Армии. Из-за тяжелого заболевания легких в мае следующего года был отправлен в госпиталь, после лечения продолжил службу, но в ноябре 1943 года был признан негодным к военной службе и уволен инвалидом 2-й группы.С 14 февраля 1944 года по 14 марта 1945 года был настоятелем Омского Никольского храма. 14 марта 1945 года был назначен благочинным храмов Омской области и до января 1946 года служил в Омском Крестовоздвиженском соборе. Постановлением Священного Синода от 25 декабря 1945 года ему определено быть епископом Хабаровским и Владивостокским с правом окормления приходов Якутского и Читинскоговикариатств Иркутской епархии. 30 января 1946 года в Вознесенском соборе Новосибирска был хиротонисан во епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротонию совершали архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей и епископ Свердловский и Челябинский Товия. Владыка Венедикт был ревностным молитвенником, сторонником строго уставного богослужения. Его дисциплинарные требования многим казались чрезмерными, на архиерея поступали жалобы в Патриархию, вследствии чего 10 июля 1947 года он был уволен на покой. С 3 июня 1948 года — епископ Олонецкий и Петрозаводский, но 4 марта 1949 года, согласно прошению, был снова уволен на покой с проживанием в Омске. Неоднократно служил временно управляющим Омской епархией: с 1 сентября 1955 года по 22 ноября 1956 года, с 13 мая по 16 июля 1958 года, и с 3 апреля 1961 года до 13 июня 1962 года. 31 января 1962 года уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Омской области послал в Синод жалобу на владыку, в которой обвинил его вовмешательстве в приходские дела, в поездках по епархии без согласования с уполномоченным и т. п. В итоге за нарушения законодательства о культах епископ Вениамин был опять освобожден от управления епархией. Выйдя на покой, жил в Омске у сестры, вел активную переписку с многочисленными духовными чадами, на несколько лет уходил в затвор. Последний раз он принял Святое Причастие в день праздника Светлого Христова Воскресения 1976 года. Скончался 30 апреля того же года, в пятницу на Светлой седмице, после непродолжительной болезни. Тело владыки, согласно его последней воле, было погребено рядом с могилами родителей, на Восточном кладбище Омска. С юных лет любил труд и молитву и высоко ценил прилежание и добросовестность в других. Внешне казался суровым, но был исполнен христианской доброты, любви и милосердия, прост и доступен в общении. Отличался иноческой строгостью к себе, скромностью и нестяжательностью.