7. Митрополит Варфоломей (Городцов)

Варфоломей (Городцов) (1866 — 1956), митрополит Новосибирский и Барнаульский.Вмиру Городцов Сергей Дмитриевич, родился 5 июля 1866 года в семье священника в Рязанской губернии. В 1886 году окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был помощником инспектора в Могилевской духовной семинарии. Женился.11 декабря 1892 года экзарх Грузии архиепископ Владимир рукоположил Сергея Дмитриевича в диакона, а 13 декабря того же года во иерея, назначив вторым священником в Тифлисскую Александро-Невскую церковь. 1 января 1893 года назначен настоятелем Тифлисского Второго миссионерского (Казанского) храма, являвшего собой убогое дощатое строение. С первых же дней своего служения отец Сергий твердо решил выстроить новый храм. При содействии Общества восстановления православного христианства на Кавказе он трудился так, что уже 13 июня 1893 года смог заложить первый камень в основание нового храма. Средств на строительство не хватало; для их изыскания пришлось употребить немало усилий. Помощь оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский; кто-то пожертвовал 300 рублей на колокола. Вскоре на месте старой выросла каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, приход которой к тому времени стал едва ли не самым большим в Тифлисе. В сентябре 1894 года церковь освятили. Круг забот отца Сергия с каждым годом расширялся. В самом начале своего служения в Тифлисе он был назначен попечителем городских школ. В его послужном списке отмечены и другие послушания: председатель Совета миссионерского братства и Епархиального грузинского училищного совета, благочинный русских церквей. В 1903 году возведен в сан протоиерея.С 28 декабря 1905 года законоучитель и инспектор классов Иоанникиевского епархиального женского училища.Будучи убежденным монархистом и борцом за русское дело на Кавказе, был избран в 1906 почетным членом Тифлисского патриотического общества, наиболее активной и крупной монархической организации на Кавказе. 27 декабря 1906 года был тяжело ранен:»Отец Сергий ехал со своей матушкой в фаэтоне. Подбежавший сзади злоумышленник произвел выстрел из револьвера. Пуля попала в спину и осталась в области живота. Раненый миссионер упал на землю. Тогда нападавший произвел еще два выстрела, ранив священника дважды в плечо, и убежал. Его подручный, увидев приближающихся полицейских, не решился дальше стрелять и тоже хотел скрыться, но был задержан. Так «отблагодарили» протоиерея Сергия Городцова националистически настроенные кавказские революционеры за его церковно-общественную деятельность». Оправившись от ран, отец Сергий вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество. В 1914 году отец Сергий отправляется в командировку в Германию в город Мариенбад, где служит во Владимирской церкви. В том же году он закончил и подготовил к печати магистерскую диссертацию «Книга Иова: опыт библейско-психологического обозрения книги». В последние годы своего пребывания в Тифлисе протоиерей Сергий Городцов служил настоятелем храма святого благоверного князя Михаила Тверского, строившегося, как и Казанская церковь, при его непосредственном участии и попечении. Революционные потрясения и отделение Грузинской Церкви от Русской заставили о. Сергия в 1918 году покинуть Тифлис, где он прослужил 26 лет. Отец Сергий приезжает в Петроград, где его затрагивают революционные события. В первые же дни октябрьского переворота в Петрограде на допросе «от разрыва сердца» умер старший брат отца Сергия Павел. Через год в Перми смерть настигла младшего брата Александра. В родном Михайлове расстреляли единственного сына сестры Феодосии… В 1918 он уехал в Баку, где служил в церкви в так называемом «черном городе» до 1923, когда был арестован и приговорен к ссылке в Уфу. В 1924 дело было пересмотрено, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где находился до 1926 года. Когда о. Сергий был в заключении, скончалась его жена. Своих детей Городцовы не имели, воспитывая приемных девочку и мальчика. По отбытии срока он был направлен в ссылку в Барабинский округ Западно-Сибирского края, где пребывал до 1931 года. По окончании ссылки был определен на жительство в город Богучар Воронежской области. В 1935 году получил приход в в селе Воловниково Клинского района Московской епархии. Началась Великая Отечественная война. В марте 1942 года отец Сергий писал митрополиту Сергию: «Моя Воловниковская церковь разбита и сгорела почти до основания. Немцы предварительно ее грабили, а потом устроили из нее склад боевых припасов и около нее расстреливали пленных красноармейцев. Дом, в котором я жил, сгорел. Сгорели все мои книги, заметки, записки, мое маленькое имущество немцы украли». 17 апреля 1942 года магистр богословия протоиерей Сергий Городцов назначается на кафедру епископа Можайского, викария Московской епархии. 29 мая он был пострижен во монашество во временном Патриаршем Казанском соборе Ульяновска, а 31 мая того же года был там же был рукоположен во епископа. Хиротонию совершил митрополит Московский Сергий (Страгородский) в сослужении с архиепископами Горьковским Андреем (Комаровым), Куйбышевским Алексием (Палицыным), Ульяновским Иоанном (Соколовым). В тот же день был возведен в сан архиепископа «ввиду свыше 50-летнего служения Церкви Божией… и во исполнение желания Преосвященных сорукополагателей». С 17 октября 1942 года — архиепископ Ульяновский. 27 июля 1943 года был назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским с временным окормлением православных приходов Алтайского края. 8 сентября 1943 года был участником Собора Русской Православной Церкви.Ради скорейшего устроения церковных дел архипастырь, несмотря на свой преклонный возраст, много ездил — освящал храмы, рукополагал священников, заботился о пожертвованиях для нужд Советской Армии, совершал службы в Иркутске, Омске, Тюмени, Ишиме, Тобольске. Зимой 1945-1946 годов владыку Варфоломея трижды вызывали в Москву на заседания. Возвратившись из третьей поездки он почувствовал себя плохо, но решил служить в храме. Великий понедельник, он уже со среды начал служить в своем храме. В первый день Пасхи во время службы у него сделался сердечный приступ. Только через месяц силы вернулись к нему. В 1946 году архиепископ Варфоломей начал строительство нового придела в честь преподобного Серафима Саровского при Новосибирской Вознесенской церкви, после реставрации ставшей кафедральным собором. Владыка очень любил этот храм, где после своей смерти он был похоронен. 10 июля 1947 года ему было поручено управление Хабаровской епархией, которой он управлял до 1948 года. 4 августа 1947 года поручено непосредственное руководство Красноярской епархией, возглавляемой Красноярским епископом Софронием. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей. Пребывая на Новосибирской кафедре, он продолжал писать богословские труды, за что 24 июня 1951 года Московской и Ленинградской духовными академиями присвоено ему почетное звание доктора богословия. 24 апреля 1949 года удостоен сана митрополита. 8 декабря 1949 года избран почетным членом Московской духовной академии.С 31 октября 1950 до 1951 год управлял Семипалатинской епархией. 13 апреля 1956 года владыка упал и сломал ногу, но даже в таком состоянии продолжал заниматься епархиальными делами и принимал посетителей. Скончался 1 июня 1956 года в Новосибирске. Был погребен в Вознесенском кафедральном соборе, в приделе преподобного Серафима Саровского. Среди верующих Новосибирска он считался прозорливым старцем. Написал много статей на богословские темы, акафистов, составил службу святителю Иоанну Тобольскому. В 1949 уполномоченный Совета по делам РПЦ при Новосибирском облисполкоме Созоненок в секретной характеристике на владыку написал: «Архиепископ Варфоломей — фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно — к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст.»